Эмираты: прогнозы, слухи, опасения

Горячая линия Туризм.№8, август 2006

Эксперты сходятся во мнении, что сезон в ОАЭ для наших операторов будет еще сложнее предыдущего. Общеизвестны такие проблемы направления, как острый дефицит мест в отелях и спровоцированные этим завышенные цены. Вместе с тем в сложившийся и стабильный в течение многих лет рынок, имевший своих лидеров, продолжают внедряться крупные и агрессивные операторские структуры.

Главный эксперт – президент "Натали Турс" Владимир Воробьев

– Итак, Эмираты. Результаты рейтингов ИС "БАНКО" в конце прошлого сезона многих удивили. "Натали Турс" вышла на первое место, значительно (на 6,6%) превысив прогнозные ожидания рынка. Как вы прокомментируете результаты маркетингового исследования?

– С одной стороны, 14,7% голосов на любом другом рынке для нас могли бы считаться неудачей. Но Эмираты – направление сложное и консервативное. И то, что "Натали Турс" удалось перетащить на свою сторону около 15% агентств, для второго сезона работы весьма неплохо. При этом не стоит забывать, что предпочтения агентств и реальные объемы операторов – вещи зачастую разные. По моему мнению, объемы стоящего после нас в рейтинге "Спейс Трэвел" прошлой зимой резко упали. Опрос агентств отражает это лишь частично: почти 10% минус от показателей прошлого года. Дело в том, что в агентских предпочтениях сохраняется определенная инерция. Если, к примеру, "Спейс" еще несколько сезонов будет "не в рынке", все равно агентства какое-то время продолжат отдавать ему голоса.
Для меня вполне закономерно, что "Компания ПАКС" демонстрирует уверенную положительную динамику. Вместе с этим интересно понять, почему герои прошлых лет вроде "Русского Экспресса" теряют позиции. Я объясняю это тем, что на направление пришли поточные технологии, которые кардинальным образом меняют его структуру. Падают нормы прибыли, компании старого образца не успевают набирать обороты. В силу того что на рынке есть дефицит мест, а эти игроки располагают определенными квотами, им пока удается держаться и получать 4-5% агентских голосов. Но я думаю, что это вопрос времени. Ушел "Туральянс", высвободившийся из под него объем влился в наши потоки, что внесло дополнительный вклад в укрупнение и структуризацию рынка. В предстоящий сезон произойдет еще большая его концентрация вокруг сильных фигур.

–Конкуренты объясняют ваш прошлогодний успех ценовой политикой, в которой не последнюю роль играли спецпредложения...

– Успех – а под ним я главным образом подразумеваю объективные данные: 25 тысяч отправленных туристов – обусловлен несколькими факторами. Основным является то, что компания смогла обеспечить рынок достаточно большим количеством гарантированных номеров. Причем не только в дешевых объектах размещения Дубая и средней по цене Шардже, которые предлагают и другие компании. Уникальными для рынка явились гарантии на весь сезон в Madinat Jumeirah, Burj Al Arab и прочих отелях – дорогих и высоко рисковых для оператора. Также оправдала себя целенаправленно выбранная политика сконцентрироваться на вылетах из Москвы (фактически, мы летали еще только из Екатеринбурга на блоках). В условиях серьезного дефицита отельной базы стратегически грамотнее добиться лидерства на одном, столичном, рынке, чем размазать тонким слоем тот же объем по стране. В предстоящем сезоне "Натали Турс" по-прежнему делает ставку на московские рейсы. Мы отказались от всех предложений регионов поучаствовать в поднятии чартеров, сделав исключение для Екатеринбурга: там мы немного увеличиваем квоту. Основная задача на сезон – занять достойные для "Натали Турс" позиции по Эмиратам в Москве. Под этим я подразумеваю порядка 30–40% перевозки. Нас такая доля устроит. И тогда уже можно наращивать присутствие в регионах. На таком направлении, как ОАЭ, не проблема поставить рейсы, главное – обеспечить их отельной базой. А номера там, к сожалению, нельзя просто прийти и купить. Наряду с отправленными 25 тысячами клиентов мы не смогли удовлетворить еще 20 тысяч (!) запросов.

–В Эмиратах появляются новые отели, а проблема дефицита номеров остается. Почему?

– На этом рынке – не слишком положительный для российских компаний процесс. Общее количество комнат увеличивается, а квоты под наш рынок сокращаются. Дело в том, что Россия – неприоритетный партнер для Эмиратов, основной заказчик – британцы. Поэтому если у них идет рост, "откусывают" здесь. А тенденция как раз такова, что направление становится все более популярным в Великобритании. Но "Натали" везет: одна из конкурирующих компаний – "ИнтАэр" – "отвалилась" от нашего партнера. И мы постарались, чтобы их номера перешли к нам. Поэтому, несмотря на сокращение квот для российского рынка, в целом это будет еще один благоприятный год для сильных туроператоров, которые станут укрупняться за счет мелких и средних компаний, не выдерживающих конкуренции.

– На направление приходят новые, достаточно серьезные игроки. Причем это "турки", тоже работающие на потоке и как раз способные обратить против вас то же оружие – массовые технологии.

– Новые операторы появляются, но отельная база от этого не расширяется. И пока я не вижу, чтобы кто-то мог составить конкуренцию альянсу Alpha Tours – "Натали Турс". Трудно сейчас комментировать, какую позицию займут основные конкуренты Alpha – а их на принимающем рынке несколько: "Арабиан Эдвенчерс", "Ройал Парк", "Дезерт эдвенчерз", "Арабиан Линк", Net tour, Travko. Но судя по всему, они не готовы сконцентрировать свою деятельность и отдать все квоты одному партнеру на российском рынке. Пока только Тravko помогает "Mостравел", но у этой компании не очень крепкие "корни" в Эмиратах. Это детище TUI, "инородное тело" с немецкого рынка, который, в принципе, далеко не на первом месте для ОАЭ. Вряд ли у них получится здесь развернуться, учитывая специфику арабского менталитета.

– А каковы ваши прогнозы относительно клиентского спроса? Есть опасения, что рост цен на отели – до 40% на отдельные объекты – отпугнет людей. Они уже перестают понимать, почему это столько стоит.

– Цены были высокие и в прошлом году. Но период, когда у операторов были проблемы с загрузкой, наступил только в январе – феврале. Мы тогда делали анализ, и нельзя однозначно сказать, что отток произошел из-за повышения цен. Это было обусловлено смертью шейха и отменой торгового фестиваля. Также в 2005–2006 гг. наблюдался небольшой избыток номеров в относительно дешевой Джумейре – в таких ранее популярных отелях, как Hilton, Sheraton и пр. Клиентура с деньгами переехала в другие гостиницы, новее и не в эпицентре стройки. Несколько особняком стоит вопрос по Шардже. Некогда это был недорогой курорт, а теперь он подорожал на 40%. Действительно, есть клиентура, которая была вынуждена покинуть эту нишу. Но поскольку номеров в Шардже не прибавилось, они все равно продаются надолго вперед. В целом по рынку повышение цен по большинству отелей будет в этом году незначительным – в переделах 5–10%. Поэтому проблем с потребительской активностью не ожидается.

– Последний вопрос: какова ваша субъективная линейка лидеров сезона-2006/2007? В прошлом году вы несколько ошиблись с прогнозом, указывая на "Мостравел"…

– Виноват. Не предполагал, что такая уважаемая компания пойдет на Эмираты неподготовленной. Но с точки зрения перспективы, я продолжаю считать, что именно она обладает потенциалом для роста. Возможно, это вопрос не одного года, а двух-трех лет. Кроме "Натали Турс", "Спейс" сохранит свои лидирующие позиции и останется где-то на втором-третьем месте. Но я прогнозирую, что его показатели могут сравняться с "Компанией ПАКС". Что касается премьеры сезона Coral Travel, если в результате по рейтингу они получат 4-5% предпочтений, это будет максимальный результат. Не думаю, что у новичков в этом году есть хорошая перспектива.

От редакции

Копилка слухов

После интервью с г-ном Воробьевым , в котором он заявил, что Alpha Tours – принимающий партнер "Натали" в ОАЭ – "перестает работать с "ИнтАэр"", корреспондент "ГЛ" связался с вице-президентом компании Алексеем Сергеечевым . Он сказал буквально следующее: "Мы продолжаем сотрудничать с Alpha. Был период, когда она была для нас основной. Но в прошлом году из-за дефицита номеров в отелях Шарджи мы расширили круг партнеров. Такая схема оказалась устойчивее, поскольку взаимодействие с несколькими принимающими фирмами дает нам лучшие перспективы по гостиничной базе. Рецепт "Натали" – все поставить на одну лошадку – неоднозначен. Что, если один партнер не сможет обеспечить всем необходимым ассортиментом? Возможности по отелям у принимающих компаний разные".
Далее корреспонденту "ГЛ" удалось побеседовать с Гасаном Аль-Ариди , главой Alpha Tours, и получить довольно корректный комментарий: "Что касается нашего сотрудничества с "Натали Турс", действительно, теперь это наш приоритетный партнер и ему достается основной объем наших гарантий в отелях, выделяемых под российский рынок. С "ИнтАэр" мы продолжаем работать on request (по запросу – Прим. ред.)".

Опасения
Ряд экспертов выражают опасения относительно снижения спроса на Эмираты. Помимо роста цен тревогу внушает разразившийся летом израильско-ливанский военный конфликт. Подобные инциденты ощутимо бьют по имиджу всех без исключения арабских направлений. И хотя Эмираты – одна из самых спокойных и респектабельных стран, тем не менее, когда на Ближнем Востоке неспокойно, весь мир с тревогой ждет, что в конфликт могут быть втянуты и другие государства. Во всяком случае некоторые агентства констатируют, что этим летом ОАЭ, куда россияне, в принципе, ездят круглый год, продавались хуже обычного. "В целом по направлению мы обеспокоены тем, что в предстоящем сезоне высокая динамика спроса на Эмираты впервые может начать падать", – заметила Наталия Воробьева , генеральный директор "Натали Турс"

В эпицентре стройки
Прогнозируя структуру спроса, операторы несколько расходятся во мнениях о том, как поведет себя клиент. "Будут более актуальны дешевые и дорогие отели, а средний по цене сегмент просядет", – считает Алексей Сергеечев . "В 2005–2006 гг. все компании подгорали на пятизвездочниках, которые были взяты на комитментах: когда клиенты видели выставляемую на них цену, они принимали решение… лететь в Таиланд. По итогам прошлого сезона рост по Таиланду у нас был 100%, а по Эмиратам – всего 5%, – говорит глава "Компании ПАКС" Сергей Приголовкин . – Но делать нечего: поскольку без комитментов работать в Эмиратах невозможно, мы опять в них влезем".
Еще одна проблема востребованности ряда объектов размещения связана с развернутой на побережье масштабной стройкой. Антураж из кранов и постоянный шум не слишком нравятся туристам. Такие ранее популярные отели, как Sheraton, Hilton, Ritz-Carlton, Metropolitan, в связи с этим начали испытывать сложности с загрузкой, хотя их тарифы более приемлемые, чем, к примеру, у Madinat. Клиенты перетекают в другие гостиницы – допустим, в Ajman Kempinski, где стоимость проживания сравнима с перечисленными отелями. В прошлом году в Kempinski не было свободных номеров, и половину постояльцев составляли русские.
В преддверии сезона эксперты опасаются за еще одну популярную на нашем рынке "пятерку" – Dubai Marine Beach Resort, которая тоже угодила в эпицентр стройки.
Турецкое нашествие
Выход турецких туроператоров на Эмираты каждый сезон будоражит рынок. Очевидно, что в туризме не так много зимних направлений, где наши "монстры" могут приложить усилия, и ОАЭ – одно из них. Ожидается, что через год-два здесь будет много новых отелей, и хотельеры начнут "бегать" за операторами, а не наоборот, как сегодня. Но почву для этого нужно готовить уже сейчас.
В 2005 г. планы на ОАЭ анонсировали Pegas и "Мостравел", однако они выступили не очень удачно. В частности, поговаривают, что "Мостравел" в декабре с большими потерями аннулировал подписанные контракты. Но если бы не сделал этого, потерял бы еще больше. Тем не менее старожилы не сбрасывают "Мостравел" со счетов и ожидают, что в этом году он составит им сильную конкуренцию.
Также на рынке ОАЭ появляется Coral Travel. А в отношении TEZ TOUR известно, что он продолжает работать по ОАЭ из Прибалтики. Хотя утверждают, что компания не первый год серьезно "мониторит" направление на предмет более масштабных операций.

 

Подготовила Алина Гордеева