На линии Владимир Воробьев, президент компании "Натали Турс"

Горячая линия, март 2005г.

Кипр последние годы уже не входит в список лидеров туристической моды. Как следствие, сужается круг операторов направления, оставшиеся игроки уменьшают свои доли. Любопытно при этом, что "Натали Турс" еще в прошлый, "неурожайный" для Кипра сезон усилила свое присутствие на острове и в дальнейшем планирует активно укрепляться там. Чем вызвана такая стратегия? И правда ли, что в планы компании входит покупка конкурента? На эти и другие вопросы Владимир Воробьев ответил нашему корреспонденту Алине Гордеевой.

- Кипром "Натали" занимается давно. Успехи были, но вы никогда на этом рынке не действовали агрессивно. Почему принято решение развивать направление? Ведь, кажется, лучшие годы Кипра уже позади?
- Все так. По сравнению с 1997-1998 гг. популярность направления снизилась. По нашим оценкам, за летний сезон на Кипр выезжает не более 80 тысяч туристов. Но в прошлом году при том, что общий поток уменьшился на 14-20%, нам удалось значительно прирастить собственные объемы. Компания приняла решение об усилении своего присутствия на Кипре и с 9 тысяч отправленных туристов "прыгнула" до 15. Что касается перспектив, то не думаю, что падение рынка продолжится. В прошлом году это было обусловлено введением визового режима. Несмотря на то что он был крайне упрощенный, отказов практически не было и все визы проставлялись за 24 часа, а крупным компаниям консульство шло навстречу и выдавало визу в день вылета, само усложнение процедуры оформления въезда все-таки сказалось на потоке. В этом году нет оснований предполагать, что визовый режим будет ужесточен, а ценовая политика резко поменяется. Завершая ответ на вопрос, скажу: несмотря на общую тенденцию снижения спроса на Кипр, мы для себя считаем момент подходящим для того, чтобы начать зарабатывать на направлении. Сейчас проще структурировать рынок, занять на нем лидирующую позицию и установить свои правила.

- Какие у направления есть плюсы и минусы?
- Направление считается дорогим. Но хотя первоначальная контрактная цена на отели достаточно высокая, последние годы и особенно прошлый сезон было много спецпредложений, что существенно понижало стоимость пакета в среднем на 20%. Среди очевидных плюсов направления - русскоговорящий персонал, хороший сервис, к тому же не стоит забывать, что это православная страна, где многое нам близко. Среди минусов - высокие цены, "худая" экскурсионка, особенно с тех пор, как прекратились круизы из-за неспокойной обстановки в Израиле. Кухня мне там не нравится - креветки суховаты… Но после того как съездишь в Турцию, думаешь: боже ж мой, как хорошо на Кипре! Он уступает "нашей российской здравнице" только в цене. По крайней мере, на Кипре не ощущаешь себя как на рынке, где тебя тянут за руку и говорят: купи! А если говорить про долгосрочную перспективу, то как только Турция вступит в ЕС, цены там сразу начнут подниматься до европейского уровня, и страна лишится главного своего преимущества. При этом если Кипру вернутся оккупированные территории, где находятся лучшие пляжи острова, у него появится еще один козырь.

- В чем будут заключаться тактические действия компании по Кипру нынешним летом?
- До прошлого лета мы присутствовали на направлении достаточно спокойно, как говорится без выпадов. В прошлом году начали вести более жесткую политику. Мы планируем оттянуть на себя достаточно большой объем турпотока. "Натали" выдаст на рынок широкий ассортимент перевозки. Будем использовать имеющиеся хорошие отношения с "Аэрофлотом", к тому же займем достаточно агрессивную позицию на чартерном рынке. Для достижения результатов будем давать конкурентные цены, в некоторых случаях предельно низкие. И как всегда, будет серьезная рекламная кампания, включающая в себя щитовую рекламу, размещение публикаций в СМИ, различные мероприятия по продвижению Кипра. Рекламный бюджет направления останется тем же, что и в прошлом году - $300 тысяч на год.

- Правда ли, что в рамках экспансии кипрского направления "Натали" планирует купить "Библио-Глобус"?
- Переговоры об этом мы начали еще в октябре прошлого года, однако нам не удалось быстро найти приемлемые решения для ряда вопросов - не принципиального, а чисто технического характера. Вопрос, замечу, не в цене. Просто для того, чтобы грамотно слить две большие конкурирующие структуры, требуется подготовительный период. Сделка отложена на осень, после того как сезон будет завершен. Пока же мы планируем летать летом на одних самолетах и строить одинаковую отельную политику на Кипре.

- Какие цели преследует "Натали", намереваясь купить конкурента?
- Сейчас есть три явных лидера на направлении: "Натали Турс", "Библио-Глобус" и "Зевс". Эти компании контролируют более 50% турпотока. Прошлогодний скачок вывел "Натали" на уровень 20% от общего объема рынка. В перспективе мы хотим эту долю увеличивать. Способы существуют разные: один из них - покупка конкурента. Так что цель слияния одна - структурировать рынок. Сегодня, чтобы нормально зарабатывать, нужно стремиться к глобализации, подразумевающей две-три лидирующие структуры.

Истина где-то рядом
(неожиданное продолжение)

Из разговора с Александром Туголуковым, директором "Библио-Глобус"
- Это правда, что компания выставлена на продажу и скоро сольется с "Натали"?
- Нет!

- Как вы считаете, почему возник такой слух?
- Могу объяснить: нам поступали предложения о покупке бизнеса сначала из "Туральянса", потом из "Натали". Но нам это неинтересно.

- Будете ли вы работать этим летом в тандеме с "Натали"?
- Возможно. В конце прошлого сезона они не могли переварить то количество мест, которое набрали, и просто отдали их нам. Мы помогли им закрыться.

- Кто, по-вашему, входит в тройку лидеров по Кипру и каковы их доли?
- Я бы сказал, что "Библио-Глобус" отправляет основную массу туристов на Кипр, это около 40%. "Натали" делает порядка 14%. Далее идут ISC и "Зевс" - по 10%…

Из разговора с Аркадием Кеворковым, главой "Зевс Трэвел":
- Ваша компания рассматривала вариант покупки компании "Библио-Глобус"?
- Без комментариев.

- Если "Натали" и "Библио-Глобус" сольются, для вас эта ситуация не будет угрожающей?
- Наоборот. Будет меньше игроков на рынке, станет более понятной ситуация с чартерами.

- Как вы оцениваете доли лидеров направления?
- У нас 15-17%, у "Натали" около 20%, у "Библио-Глобус" 22%…

 

Подготовила А. Гордеева