Кто в выигрыше

"Туринфо", №36 (16-22 сентября 2008 года)

Владимир Воробьев: "В Испании сложилась уникальная ситуация за последние 12 лет: рынок Коста Брава и Коста Дорада открылся для вхождения".

В предыдущем номере "Туринфо" мы сообщили о том, что компания "Натали Турс" с 2009 года отказывается от услуг своего давнего испанского партнера – компании Serhs – и создает собственную принимающую компанию. Новым партнером Serhs в России станет "Тез Тур". Комментируя эту новость, в компании сообщили, что благодаря новому контракту получат места в востребованных отелях на Коста Дорада. В Интернете развернулась полемика о том, кто выиграл в этой ситуации и кто проиграл. В ответ президент "Натали" Владимир Воробьев выступил с письмом, в котором обосновал свое решение и предложил собственное видение российского туристического рынка и его перспектив через несколько лет. О том, почему появилось письмо, мы беседуем с г-ном Воробьевым.

– Некоторые операторы считают, что вы написали письмо потому, что испугались за свои пошатнувшиеся позиции. Почему именно сейчас вы решили выступить с письмом о состоянии дел на российском рынке?

– Мне нужно было объяснить, что на рынке существуют различные группы игроков, и каждый из участников этих групп решает разные задачи. Если, не зная этого, подвергать анализу те или иные их действия, непонятно, почему та или иная компания что-то предпринимает. И наоборот, если это знать, становится понятно, почему для нас шаги, которые мы предпринимаем, достаточно логичны.

– А разговоры о том, что благодаря вашему решению "Тез Тур" сможет упрочить свои позиции в Испании?

– Сейчас в Испании сложилась уникальная на моей памяти ситуация за последние 12 лет. Специфика ее – в том, что рынок Коста Брава и Коста Дорада открылся с точки зрения возможности для вхождения. Основные английские игроки Thomson, First Choice и Thomas Cook отнесли Испанию к неперспективным направлениям своей деятельности. Они считают, что "короткие" направления, где главенствуют low-cost авиакомпании, нерентабельны. Помимо того, что крупные операторы конкурируют здесь друг с другом, появляется конкуренция со стороны низкобюджетных авиакомпаний, благодаря которым туристы все чаще самостоятельно организуют свой отдых на этих направлениях. Поэтому европейские монстры приступили к целенаправленному сокращению объемов операций по Испании. First Choice год назад вообще закрыл операции по Испании, Thomson сократил более чем на 20%. Второй фактор – в том, что экономическая ситуация в Европе плохая, испанский рынок не в состоянии платить ту цену, которую ему сейчас предлагает Коста Дорада. Одновременно идет снижение покупательной способности и других основных для этой области западноевропейских рынков – немецкого и голландского.

– Неужели испанцы беднее наших туристов?

– Цены для испанского рынка на 30% выше, чем для иностранцев, так как высокий сезон у испанцев очень короткий – только август. В прошлом году испанцы из той же Барселоны покупали уик-энд в отеле и выезжали на море. В этом году они предпочли ехать на то же море на пикник, не останавливаясь в отеле. Идет снижение спроса. Поэтому сложилась уникальная ситуация, когда дефицит номерного фонда в некоторой степени отпал. Я думаю, что это могут подтвердить и другие игроки испанского рынка, которым эта ситуация позволила увеличить свои квоты в популярных отелях. Скажем, на рынке обсуждается тот факт, что у принимающей компании "ВКО" "Олимпия" в этом году на 22% упали объемы, потому что сократились ее основные рынки английский и голландский. Точно также у партнера "Теза" компании "Ультрамар Экспресс" стало больше свободных номеров, потому что снизили потоки First Choice и TUI. Конечно, отели стараются диверсифицировать бизнес, компенсировать потери на одном рынке за счет другого. Если английский рынок падает, дополнительные комнаты выводятся на российский рынок.

– А наш рынок сможет их "переварить"?

– Пока непонятно. Ясно, что рынок не может вырасти больше, чем на определенный процент. Даже тот дикий демпинг, который был в этом году в Греции, в целом не приведет к росту больше 30%. Это цифра, которую дают сами греки. Но Испанию сложно будет нарастить даже и на 30%, потому что есть определенная инертность рынка. В предыдущие годы номерной фонд определенно сдерживал рост продаж. Но в этом году был весьма ограниченный спрос на Испанию по многим причинам: цены, курс евро, дешевые Греция и Турция. Поначалу рост был хорошим, но потом авиатопливо начало дорожать, мы вынуждены были повышать цены, и продажи сократились. Сейчас звучит цифра в 15% с учетом выданных виз. Но здесь надо делать поправку, потому что открыт визовый центр и только это могло привести к росту числа выдаваемых виз. Сейчас нет точной информации, насколько выросли объемы операторов. Что не более 15% – точно. У нас рост – в пределах 10%. В ходе сезона приходилось корректировать полетные программы, в частности, мы с "ВКО" и "Временем" объединяли рейсы. Но мы это делали и в прошлом году.

– То есть дополнительные номера не будут востребованы?

– Наверное, увеличение квот в популярных отелях в два раза оправдано, но, скорее всего, в этой ситуации пострадают менее востребованные отели. Это вполне нормальная ситуация. Если есть места в отелях на первой линии, то зачем покупать места в отелях на третьей? Но, как я уже говорил, нынешняя ситуация уникальна – впервые за 12 лет в Салоу нет сложностей с отелями. Я думаю, что это понимают все основные игроки и вряд ли они бросятся сломя голову набирать места. Разве что в популярных отелях.

– Получается, что ваш разрыв с Serhs никак не повлиял на возможности других операторов?

– После того, как мы проинформировали, что отношения с лета 2009 года прекращаются, менеджмент Serhs предпринял шаги по исправлению ситуации на российском рынке. По моей информации, предложения по сотрудничеству поступили в "ВКО", "Время", в "Тез" и в "Капитал". И я убежден, что предложения еще будут. Насколько я знаю, "Время" и "ВКО" отказались, скорее всего, потому что они владеют ситуацией на рынке и не видят необходимости те номера, которые они могут получить через своего постоянного партнера, брать где-то еще. В случае с "Тез Туром" мне говорить сложнее: компания заявила, что благодаря контракту с Serhs получит дополнительные номера. Но мне кажется, что у "Теза" в Испании не было проблем с дефицитом номеров. У них сильные партнеры – "Ультрамар Экспресс" на Коста Дорада и "Мелитурс" на Коста Брава. Это компании, которые обладают достаточным ресурсом, чтобы получать номера. Плюс "Тез" активно платил деньги, выкупая квоты. Если бы речь шла только о получении дополнительных номеров, их можно было получить, может быть, не в этих отелях, но каких-то других, рядом стоящих Они могли бы при нынешней рыночной ситуации получить дополнительные номера через "Ультрамар экспресс". Это не проблема: весь июль и август в отелях был free sale. Он был даже в Estival Park в августе! И на следующий год тоже не ожидается дефицита. Поэтому мы уже не конкурируем за номера. Конкуренция между операторами идет за отношения с агентствами, лучшие цены, качество обслуживание туристов, узнаваемость брендов.

– Насколько рискованным было ваше решение об открытии собственной принимающей компании?

– Одним из факторов, который повлиял на это решение, стала как раз ситуация с отелями. Стало понятно, что без отелей даже при самом плохом варианте развития событий мы не останемся. Так и вышло. Все значимые отели переподтвердили свои квоты, в том числе, Estival Park и отели системы Rosamar. Кроме того, принимающая компания всегда получала достаточно серьезный процент общей прибыли по этим операциям. И в ситуации, когда рентабельность операторского бизнеса в России была высокая, на это можно было не обращать внимания. В последнее время конкуренция обостряется, рентабельность снижается, и доля, которая приходилась на операции, связанные с приемом туристов, растет. Поэтому для нас это был вполне логичный ход по повышению рентабельности операций в Испании. По нашей оценке, обслуживание каждого российского туриста дает не менее 30 евро дополнительной маржи. При нашем потоке в 120 тысяч это составляет не менее 3 млн евро.

– В этой логике следующий шаг – покупка собственных отелей?

– Это другой бизнес, и если посмотреть, что сейчас делает TUI, вы увидите, что они не развивают эту часть своего бизнеса, считая, что при наличии таких активов как отели бизнес становится неповоротливым.

– Много лет после появления на рынке "Натали Турс" ходили слухи, что эта компания имеет испанский капитал…

– Мы всегда эти слухи опровергали, говоря, что у нас просто эксклюзивные отношения с Serhs. Теперь, надеюсь, теперь эти разговоры прекратятся сами собой.

– Возвращаясь к вашему письму, по какому принципу вы расставляли операторов по ранжиру?

– Моя цель была не сделать рейтинг предпочтений или по объемам продаж, я рассуждал о том, что произойдет с рынком через 3-4 года. И пытался понять, кто из операторов точно останется на рынке, кто входит в зону риска и какие действия им необходимо предпринимать. С этой точки зрения те компании, которые я включил в первую группу: "Тез Тур", "Капитал", "Корал", "Нева" или "Натали" ничем не отличаются друг от друга. Все компании обладают достаточно устойчивыми позициями на рынке, которые позволят им сохранить лидерство через 3-4 года.

– И преодолеть кризис, о возможности которого сейчас много говорят?

– Кризисная ситуация позволяет лидерам только упрочить лидирующие позиции за счет более мелких и менее устойчивых компаний. Если же говорить про вторую группу, то это компании, которые, может быть, сейчас не являются лидерами, но которые или уже имеют стратегических или финансовых инвесторов, или сейчас находятся на стадии, когда этот инвестор собирается войти в структуру компании. Для меня, например, очевидно, что вся логика развития VKO Group в последние несколько лет – это создание основы для вхождения в состав акционеров какого-либо стратегического инвестора, что несомненно позволит компании сделать серьезный рывок.

В третьей группе – те компании, которые не являются лидерами и за последнее время не предприняли ничего, чтобы совершить какой-то скачок. Для третьей группы оптимальный вариант – объединить бизнес. Есть, например, компания "Пакс", лидер по Хорватии и имеющая сильные позиции в Таиланде. Есть "Пак Груп", лидер по Италии и один из лидеров по горным лыжам. Если на базе только этих двух компаний создать одну, это сразу позволит ей претендовать на серьезный рывок. А если к ним добавить кого-то, кто силен по Египту и Турции, например, Anex-Tour, это будет уже прямой конкурент для лидеров.

– В нынешней ситуация такое развитие событий кажется маловероятным. Вряд ли собственники этих компаний смогут договориться между собой.

– Рынок меняется, и очень быстро. Чем плохо для акционера компании обменять свои доли на долю в более крупной компании, они дороже будут стоить. Во многих компаниях появился условно-наемный менеджмент. Это уже первый шаг к изменению ситуации. Здравомыслящие люди понимают, что мы не живем вечно. В какой-то момент встанет вопрос: "А что дальше?". Детям отдать? А им это нужно? Если английский, немецкий рынок прошли эти стадии и из четырех-пяти средних компаний образовался в конце концов европейский туристический гигант TUI, это может произойти и в России.

– А может слияние произойти между компаниями первого и второго или первого и третьего эшелона?

– Это уже будет не слияние, а поглощение. Можно на рынке завить, что это слияние, но на самом деле одна компания съела другую. Поэтому если оператор хочет развиваться, на мой взгляд, слияние неизбежно, или надо уходить в какую-то нишу и уже не претендовать на роль лидера рынка.

– Вы куда будете развиваться? И, кстати, удалось ли вам реализовать очень амбициозные планы, о которых вы говорили, выходя на рынок Греции?

– Мы собирались отправить в Грецию 35 тыс. без "Пантеона". Отправили 25 тыс. и продажи еще идут. Скорее всего, 5 тысяч мы еще прибавим. Я считаю, что 5 тыс. туристов мы потеряли из-за ценовых войн на Крите. В наших ближайших планах – горнолыжная Франция, Австрия и Швейцария. В этом году мы изучили рынок Франции, но быстро поняли, что слишком поздно пришли в отели и отложили выход на следующий год.

Из письма Владимира Воробьева…

…Рынок выездного туризма стремительно приближается к устойчивому структурированному состоянию. По моей оценке, произойдет это не позднее 2011 года и будет характеризоваться прекращением массовых демпинговых войн. На рынке останется не более 10 ведущих туроператоров по массовым направлениям, три из которых будут существенно доминировать. Остальные операторы будут или поглощены, или уйдут в ниши, или обанкротятся и прекратят существование. Кто же претендует на лидерство в отрасли и какие они должны решать задачи? Разделим действующих операторов на три группы:

1 группа: "Капитал тур", "Корал трэвел", "Натали турс", "Нева", "Тез тур".

2 группа: "Асент трэвел", "ВКО", "Интурист" (выезд), "Мегаполюс турс", "Мостравел", "Пегас", "S7 тур".

3 группа: "Библио-глобус", "Данко", "Зевс трэвел", "Лабиринт", "Ланта тур", "Пак тур", "Пакс", "Путешествуй!", "Южный Крест", ICS и еще десятка два компаний….

 

Юлия Батырь